Федеральная налоговая служба (ФНС) России выпустила разъяснения по применению повышающих коэффициентов при расчёте земельного налога для участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), которые используются в предпринимательских целях. Это важное уточнение для всех собственников таких земель, поскольку оно устраняет существовавшую ранее противоречивую практику.
Суть изменений: что решил Конституционный Суд
С 2020 года для земельных участков под ИЖС, используемых в бизнесе, ставка земельного налога не должна превышать 1,5%. Однако практика применения этой нормы была неоднозначной: некоторые налоговые органы продолжали применять повышающие коэффициенты к этой ставке.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21 июля 2026 г. № 52-П указал, что при проведении налоговой реформы 2020 года законодатель не предусмотрел возможность одновременного применения ставки до 1,5% и повышающих коэффициентов. Такая ситуация приводила к противоречивой правоприменительной практике и, по мнению Суда, не соответствовала Конституции РФ.
Таким образом, начиная с нового налогового периода, повышающие коэффициенты не могут применяться при исчислении земельного налога в отношении участков под ИЖС, используемых в предпринимательских целях, если налоговые ставки установлены в пределах 1,5%.
Кого касаются эти разъяснения
Разъяснения ФНС касаются собственников земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, которые фактически используются для ведения предпринимательской деятельности. Это могут быть участки, на которых расположены коммерческие объекты, офисы, склады или другие объекты, приносящие доход.
С какого момента действуют новые правила
ФНС России в Письме от 30 сентября 2026 г. № СД-36-21/8636@ уточнила, что Постановление КС РФ № 52-П действует на будущее время. Это означает, что:
- С нового налогового периода: Повышающие коэффициенты не применяются при расчёте земельного налога для указанных участков.
- Без пересмотра прошлых обязательств: Постановление не является основанием для пересмотра уже исполненных налоговых обязательств за налоговые периоды, предшествующие вынесению Постановления № 52-П, а также за текущий налоговый период.
Исключения: когда возможен пересмотр
Есть одно важное исключение. Пересмотр налоговых обязательств за предыдущие периоды возможен для тех налогоплательщиков, которые до вынесения Постановления КС РФ № 52-П:
- обратились за судебной защитой;
- их дела или жалобы на тот момент уже были поданы и/или находились на рассмотрении (изучении) судов.
Если вы попадаете под это исключение, то можете рассчитывать на перерасчёт налога за спорные периоды. В остальных случаях, изменения касаются только будущих налоговых периодов.