С 1 октября 2026 года вступили в силу изменения, касающиеся применения льготной ставки НДС 10% на детские товары. Теперь для подтверждения права на эту льготу продавцам и импортерам потребуется предоставить сведения о сертификатах или декларациях соответствия. Это нововведение призвано упорядочить процесс и обеспечить прозрачность.
Что изменилось в подтверждении льготы
До 1 октября 2026 года в Налоговом кодексе РФ не было четкого перечня документов, подтверждающих отнесение продукции к детским товарам для применения льготной ставки НДС 10% (подп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФopen_in_new). Теперь ситуация изменилась.
Для применения 10% ставки НДС требуется наличие у налогоплательщика сведений о сертификате соответствия либо о декларации о соответствии. Эти сведения должны быть отражены в реестре, который ведет Росаккредитация.
Это означает, что теперь наличие таких документов является обязательным условием для использования пониженной ставки налога.
Кого касаются новые правила
Изменения затрагивают две основные группы участников рынка:
- Продавцы детских товаров в России: Любые компании и индивидуальные предприниматели, реализующие детские товары на территории РФ и применяющие ставку НДС 10%, должны быть готовы подтвердить соответствие своей продукции.
- Импортеры детских товаров: Компании, ввозящие детские товары в Российскую Федерацию, также обязаны соблюдать новые требования.
Порядок действий для подтверждения
Для продавцов на территории РФ
Налогоплательщик обязан предоставить сведения о сертификате или декларации соответствия только в случае получения соответствующего требования от налогового органа. При этом не нужно представлять оригиналы бумажных документов. Достаточно сообщить налоговой инспекции номера и даты этих документов. Налоговые органы смогут самостоятельно проверить эти сведения на официальном сайте Росаккредитации.
Для импортеров
Импортеры детских товаров должны представлять данные о сертификатах или декларациях соответствия в таможенный орган. Эти сведения подаются вместе с декларацией на товары при их ввозе в Российскую Федерацию и на иные территории под ее юрисдикцией.
Особенности для товаров из ЕАЭС
Если документ об оценке соответствия оформлен в одном из государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и налоговый орган запросит его, налогоплательщику потребуется представить такой документ на бумаге.